Храм джедаев — главное здание Ордена джедаев с окончания Великой войны ситхов и до приказа 66. На протяжении веков Храм был центром джедайской жизни, местом тренировок и отдыха. Он был почти полностью уничтожен непосредственно перед созданием Галактической Империи.
| Разве джедаи не славятся своей... аскетичностью?" "Им нравится, когда о них так думают. Но какой у них вызывающе огромный храм на Корусанте! Наверняка стоит недёшево! |
Массивное здание Храма более чем на километр возвышается над прочими строениями Галактик-Сити. Оно построено на древнем узле силы, расположенном внутри горы. Вокруг простирается протяженное свободное пространство, Улица шествий, с которой октрывается ничем не закрываемый вид на Храм. Снаружи здание выглядит как высокий зиккурат ступенчатой формы с пятью шпилями на верху, самый высокий из которых, Священный шпиль, окружен четырьмя меньшими. Эти шпили символизируют стремление джедаев к просветлению.
Шпили
Центральный, самый высокий, шпиль также известен как Храмовый шпиль. Он считается главным: в нем хранятся древние тексты джедаев-основателей, и в этом священном месте джедаи предаются размышлениям. В Храмовом шпиле возле вершины находится Зал рыцарства, а под ним — комнаты медитации, большие статуи наиболее почитаемых джедаев, установленные на репульсорных платформах, и в основании — пик горы, вокруг которой возведен Храм. Вокруг пика идет балкон для медитаций, ниже которого располагается ещё один балкон с несколькими голографическими картинами из истории джедаев. Сюда мастера приводят самых младших падаванов, чтобы впервые познакомить с многовековыми знаниями. Расположенные по всей горе древние комнаты медитации, а также древняя священная пещера, соединены каменными мостами с коридором, идущим вокруг шпиля.
Четыре меньшие башни были построены в 1000 ДБЯ, и в каждой располагается по одному Совету джедаев.
- В первой из четырех шпилей находится Высший совет джедаев. Именно здесь заседают двенадцать членов Высшего совета, рассматривая различные дела Республики. Высший совет играет важнейшую роль, поскольку наделен правом решать судьбу всего Ордена джедаев, и, таким образом, в определенной степени влиять и на Галактическую Республику.
- Во втором шпиле находится Совет первого знания. Он занимается вопросами, при решении которых нужна мудрость старейших мастеров, давая рекомендации Высшему совету и любому джедаю, который о них попросит.
- В третьем шпиле находится Совет примирения, который занимается поиском мирных способов разрешения конфликтов и политических споров по всей Галактической Республике.
- В четвертом шпиле находится Совет назначений, который занимается распределением молодых джедаев, не ставших падаванами ни у одного из мастеров.
Каждый из пяти шпилей снабжен мощным передатчиком, используемым для контактов с джедаями на заданиях или с другими существами далеких миров, если это необходимо для Советов. По этой причине Храм расположен значительно выше других зданий в этом районе, не имея или почти не имея помех для своих антенн.
Внутреннее строение
Храм являлся для джедаев домом, в котором они жили первые годы своей жизни. За это время они учились Силе и постигали традиции Ордена джедаев. Учебные помещения младших джедаев располагались вокруг основания Башни первого знания, где ученики получали задания по истории Ордена.
Архивы джедаев, которыми в последние дни Старой Республики заведовала Джокаста Ну, находятся в части здания, которую венчает Башня первого знания. Здесь хранятся обширные сведения и знания джедаев. Древняя часть Храма в поздние времена была превращена в музей истории Храма.
При необходимости Храм обеспечивает джедаев транспортом. Относительно недавним приобретением Храма в последние десятилетия Республики стали ангары Храма джедаев, где размещались перехватчики Дельта-7 «Эфирная фея», готовые доставить джедаев в любую точку Галактики. Во время Войн клонов в ангарах также размещались республиканские канонерки и джедайские перехватчики. Корабли стояли в главном гараже Храма, где их готовили к перелетам. Оттуда корабли направлялись в помещение подготовки, из которого их поднимали в ангар.
Вокруг центрального шпиля разбиты сады, поставляющие продукты для пропитания джедаев, находящихся в Храме. За садом возле Башни примирения присматривал Йоланд Фи.
Оставшаяся часть внутреннего храма ничем не примечательна. Сюда через ряд окон проникает естественный свет. Здесь находятся личные комнаты падаванов и рыцарей. Наиболее влиятельные и уважаемые мастера занимают комнаты возле башен Храма. В этих помещениях имеются отдельные компьютеры и голопроекторы, позволяющие получать доступ к научным работам. Также тут располагаются большие классы для обучения крупных групп младших джедаев, тренировочные залы для совершенствования навыков владения световым мечом, многочисленные сады, фонтаны и уединенные комнаты для медитации. Одним из самых впечатляющих садов является Сад тысячи фонтанов со множеством цветущих растений, водных потоков и каскадов. Под храмом располагается общирный зверинец, где содержатся сотни видов животных, включая кибака Йоды.
Тихие коридоры, окружающие основание Храма, украшены рядами арочных окон с цветными стеклами и посвященных различным событиям Гиперпространственных войн статуй. Также здесь можно найти таблички с выдержками из Кодекса джедаев.
Среди других известных мест Храма — Лазарет медицинского корпуса, Тюрьма для ситов, ротонды, голографические тренировочные залы, лаборатории аграрного корпуса, центры связи, банкетные залы, помещения, где изготавливаются световые мечи, и Зал собраний. Во время Войн клонов в Храме были оборудованы помещения для военных советов, предназначенные для джедаев, сьавших генералами Армии республики.
Местность вокруг Храма получила название Пределы Храма. Эта территория увеличивалась, чтобы предоставить место для посадки крупных космических кораблей. После возведения храма здесь разместились вспомогательные постройки.
История
Старая Республика
Ко времени Великого истребления джедаев храм на Корусанте был уже древним зданием, простоявшим более тысячи лет. Он заменил более ранний храм, располагавшийся на Оссусе.
Постройку храма на Корусанте относят к 5000 ДБЯ, когда, в конце Великой гиперпространственной войны, Галактическая Республика позволила джедаям обосноваться на Корусанте, заняв священную гору над узлом Силы. Республика надеялась, что джедаи возведут крепость, подобную тем, что существовали на Оссусе, Фаланг Минор и Хаашимуте, но Орден построил только несколько комнат медитации и тренировочных залов, считая себя выше принципов традиционного военного искусства. Изначально храм состоял из высоких каменных строений, окружавших гору. Как и вся планета, храм развивался, достраивая всё новые помещения над старыми, заметно меняя естественный ландшафт.
В 4019 ДБЯ, четыре мастера-джедая (два мастера-воина и два мастера-мудреца) основали зиггурат Храма джедаев над узлом Силы. Облицовка каменных стен дюрастиловыми пластинами придала строению более внушительный и современный вид.
Во время Старых войн ситов Храм начал приобретать современный вид по мере того, как джедаи всё глубже связывали свою судьбу с Республикой, которую они защищали.
После опустошения Оссуса Совет джедаев перееха в Храм джедаев на Корусанте, захватив с собой многие джедайские реликвии с Оссуса, в том числе мозаичные панно. Храм значительно расширился, кроме прочего, была построен первый Зал совета джедаев. В полном составе Совет из двенадцати джедаев впервые собрался на Корусанте во время Мандалорских войн, но долгие века заседать всем вместе удавалось лишь от случая к случаю.
После неудачного Собрания джедаев на Катарре Храм оказался пустым: оставшиеся рыцари-джедаи предпочли скрыться. Возвращение джедаев в Храм, по-видимому, состоялось после победы над Дартом Нигилусом и Дартом Сайоном.
Следующие три тысячелетия Храм неоднократно достраивался, наиболее крупные расширения произошли в 3519 ДБЯ, 2519 ДБЯ (когда были построены Архивы джедаев), 2019 ДБЯ и 1000 ДБЯ (когда были возведены шпили Храма).
После окончания Новых войн ситов, Темного века Республики и последовавшей за ними Руусанской реформы джедаи сделали храм своим главным центром, закрыв большинство из остававшихся академий на других планетах.
Последний раз Храм лишился обитателей во время Великого истребления джедаев. Его испещренные, обожженные стены остались стоять как насмешка над потерпевшим поражение Орденом джедаев.
В последующие годы Храм и, возможно, часть окружавших его строений, были заняты Палпатином и сохранялись, по меньшей мере, до уничтожения второй «Звезды Смерти» 23 года спустя в 4 ПБЯ.
Считается, что Храм был разрушен во время побега «Лусанкии» либо был уничтожен во время Галактической гражданской войны. Некоторые утверждают, что храм был разорен, когда клонированный Император возвращал себе Корусант. Перед Войной с юужань-вонгами Люк Скайуокер разыскал развалины Храма и построил на его месте Штаб джедаев. Эта постройка была уничтожена во время Падения Корусанта, обнажив древний фундамент Храма джедаев.
Нападения на Храм джедаев
| Вошли в наш Храм незваными вы. Выйти из него не просто будет. |
В течение долгих лет существования Храма джедаев он, будучи весьма значимым, подвергался нападениям.
Во время Мелида-даанского кризиса в храме случилось несколько краж. Совет джедаев поручил мастерам Куай-Гону Джинну и Тал найти вора и привести на суд Совета. Выяснив, что тёмный джедай Ксанатос вместе со своим учеником Бруком Чаном похищает артефакты, рассчитывая с их помощью уничтожить храм, мастера разработали план поимки джедая-отступника. Когда Оби-Ван нашел похищенную Бант Иирин, ему пришлось сразиться с Бруком. Одержав верх, Оби-Ван беспомощно наблюдал, как Брук падает в водопад храма, отвергнув помощь другого падавана.
В 33 ДБЯ террористическая группа йинчорри, направляемая Дартом Сидиусом, начала атаку на храм. Однако мастер-джедай Йода был к этому готов и вместе с ударным отрядом методично уничтожил йинчорри, понеся минимальные потери со своей стороны.
Известно, что в годы, предшествовавшие Войнам клонов, Храм и, в частности, его внешняя часть, пришли в запущенное состояние. На средних и нижних этажах отслаивалась краска, а на бронзовых водостоках появились полоски окислов. На металлических панелях началась коррозия.
Перед началом Войн клонов сильные волнения вызвали обвинения Днонавы Биллейн, касавшиеся методов привлечения в Орден новых членов. Утверждая, что её дочь была похищена и требуя вмешательства общественности, Биллейн спровоцировала группу учеников учинить в храме беспорядки. Используя граффити-бомбы и выкрикивая свои требования, ученики добрались до Второго атриума. Пока падаваны пытались успокоить учеников, мастера Пло Кун и Ки-Ади-Мунди быстро обезвредили толпу с помощью джедайского гипноза.
В 19 ДБЯ джедаи узнали, что Верховный канцлер Палпатин является лордом ситов Дартом Сидиусом. Четыре мастера-джедая: Мейс Винду, Аген Колар, Кит Фисто и Сеси Тийн — отправились арестовывать канцлера. Безопасность храма не вызывала сомнений, падаваны были вооружены, организацией охраны занимались Шаак Ти и привратник Джурокк. Однако четыре мастера-джедая были убиты, а в храм вторглись солдаты 501 легиона, действовавшие по приказу канцлера/императора Палпатина.
| Мастер Скайуокер, их слишком много. Что нам делать? |
Ведомые Дартом Вейдером, штурмовики 501 легиона занялись уничтожением джедаев, находящихся в храме, начав Великое истребление джедаев. Многие известные джедаи погибли, защищая Храм, включая библиотекаря Джокасту Ню и инструктора боя на световых мечах Цина Дралига.
Империя использовала Храм в качестве ловушки, разослав выжившим джедаям фальшивый призыв вернуться в храм, поскольку Войны клонов закончились. К счастью для оставшихся джедаев Йода и Оби-Ван Кеноби проникли в храм и отключили сигнал, в результате чего другие выжившие джедаи избежали немедленной гибели.
В следующий раз в храм проникли бывший джедай Ферус Олин и неджедай Тревер Флюм. Пройдя через пролом в одном из шпилей, они увидели, насколько сильно поврежден храм. Стены рухнули, фонтаны прекратили бить, сады остались разоренными. Незамеченными нежданные гости добрались до бывшей комнаты Йоды, где обнаружили нового жильца, Малорума. Олину и Флюму удалось сбежать через окно. Позднее они пробрались внутрь через новый служебный тоннель под храмом и нашли несколько световых мечей. На обратном пути они прошли через бывшие детские комнаты, на стенах которых всё ещё оставались кровавые следы последствий Приказа 66.
Наследие
Интересно, что вторая «Звезда Смерти» была выстроена с единственной башней на северном полюсе с тронным залом для Палпатина, символизирующей победу ситов над джедаями, в то время как Храм джедаев опирался на четыре башни.
Во время войны с юужань-вонгами Люк Скайуокер, Мара Джейд-Скайуокер и Тахири Вейла, направляемые темным видением, прилетели на вонгформированный Корусант. Они посетили то, что осталось от некогда могущественного Храма джедаев, и сразились с сумасшедшим темным джедаем лордом Ньяксом. Ньякс вытягивал скрытую энергию Силы, содержащейся в окрестностях храма. Его смерть на руинах пропитала эту энергию тьмой и впоследствии Джейсен Соло и Вергере, оказавшиеся в этом месте, могли чувствовать только темную сторону. Вергере использовала этот факт, чтобы убедить Джейсена, что джедаи выстроили свой храм на узле тёмной стороны Силы.
Восстановление
После войны с юужань-вонгами Администрация восстановления Галактического Альянса возвела на Корусанте новый Храм для Нового Ордена джедаев мастера Скайуокера. Многие в Совете мастеров расценили это как попытку правительства сделать джедаев игрушкой в руках правительства. Храм восстановили по чертежам, включая комнату Высшего совета, но при этом осовременив внешний вид здания.
Когда Дарт Крайт и его Новый Орден ситхов в 130 ПБЯ захватили власть в Галактической Империи, храм был переименован в Храм ситхов.
Нет эмоций, есть покой.Нет безразличия, есть знание.
Нет страсти, есть спокойствие.
Нет смерти, есть Сила.
Кодекс джедаев
«Конечно, джедай должен знать Кодекс наизусть и нести его в сердце. Но на вид каждый джедай в некоторой степени небрежен, от необученного падавана до величайшего из мастеров. Поэтому, если кто-то потребует ответа об истинном значении Кодекса, редко можно найти джедая, который сможет ответить быстро…»
Так начинается знаменитый комментарий мастера Одан-Урра к Кодексу, написанный более четырех тысяч лет назад. Его размышления о верном поведении джедаев заложили основы нынешнего Ордена.
Древняя мудрость Одан-Урра оставалась правдивой столетиями. Многие учат Кодекс джедаев, но немногие полностью понимают его. Те, кто понимают – становятся истинными мастерами. Полное понимание Кодекса – ключ к Силе.
Путь, указуемый Кодексом
В самом базовом понимании, Кодекс – строки, объясняющие падавану, что следует ценить, и чего избегать. Инструкторы просят учеников запомнить эти слова, даже если ничего больше в памяти не останется. Причина проста: в этих четырех строках заключены инструкции к тому, чтобы стать мастером-джедаем.
Рассмотрим первое правило: «Нет эмоций, есть покой». Это явный контраст, различающий замешательство эмоциональных рассуждений и чистое размышление спокойной медитации. Очевидно, это ценная черта.
Но если этот покой коренится в простом игнорировании некоего фактора, который вызвал бы у джедая эмоциональный отклик, то это не покой, а безразличие. И вот почему в Кодекс включено второе правило: «Нет безразличия, есть знание».
Оно учит джедаев стремиться к пониманию всех ситуаций – особенно перед тем, как действовать – и избегать ошибок в суждениях. Но, опять-таки, тщательное изучение может привести к поглощению одной темой. Такое сосредоточение затуманивает рассудок. И потому третье правило гласит: «Нет страсти, есть спокойствие». Объективное знание о каком-либо предмете – это знание о том, как его знает Сила.
Все же, ученики обычно спорят о том, что единственная истинная объективность – несуществование – смерть. Разве, даже просто наблюдая за чем-либо, мы не влияем на него? И потому существует четвертое правило: «Нет смерти, есть Сила». Сила обладает объективным знанием обо всем. Она спокойна и ей не правят эмоции.
Потому, Кодекс джедаев учит, что рыцарь должен учитывать волю Силы перед любым действием. Мастер Одан-Урр сказал: «Если отбросить все остальные суждения, останется лишь Сила». Этим он хотел сказать, что если джедай может действовать без эмоций, со знанием и спокойствием, то он действует в соответствии с волей Силы.
Таким образом, если джедай всегда действует без эмоций, безразличия или страстей, то он – настоящий мастер Силы.
Интерпретация Кодекса
Хотя Кодекс представляет прямой путь к овладению мастерством Силы, иногда может быть непросто применить его на практике. В Галактике многое изменилось с тех пор, как был написан Кодекс, и еще больше изменилось с тех пор, как мастер Одан-Урр попытался прояснить его. Хотя секрет Кодекса в том, чтобы думать перед действиями, вселенная часто не дает джедаю времени на размышления, заставляя его действовать.
Все же джедай может о многом подумать заранее, чтобы лучше приготовиться к тому, что другие будут совершать в спешке. В течение тысячелетий после основания Ордена мастера поняли, что есть восемь выводов, которые джедай может сделать перед тем, как ситуация призовет к действию. Джедай, понимающий эти восемь вещей, уже будет знать волю Силы, когда ему понадобится принять решение быстро.
Мастер Одан-Урр упомянул некоторые из этих восьми, и комментарии других мастеров в течение веков (включая мастера Йоду), создали базис для имеющегося сейчас «расширенного кодекса», который преподают падаванам в Галактике. Ниже представлены те самые восемь выводов.
Медитация
Одан-Урр писал: «Каждый джедай должен ежедневно проводить некоторое время, размышляя над волей Силы. Причина проста: если кто-то, не сознавая того, поступил против воли Силы, осознание ошибки вскоре после этого все еще дает время ее исправить».
Мастер Одан-Урр не упомянул о том, что если джедай постоянно размышляет над своими мотивами, то он может быть уверен, что не допустит затемнения суждений безразличием, страстями или эмоциями. Джедай, у которого не хватило времени на медитацию, может легко растеряться. Более того, джедай, отказывающийся медитировать, может уже знать, что его мотивы нечисты, и лгать себе об этом. Как однажды сказал мастер Йода: «Джедай, на советы Силы не обращающий внимания, Темную сторону слушает».
Обучение
Мастер Йода сказал: «Обучение Силе никогда для джедая не кончается». Мудрый джедай должен сознавать, что о Силе всегда можно узнать больше. Сила открывает свои тайны тем, кто желает узнать их и способен увидеть их. Обращать внимание только на волю Силы – все равно, что смотреть на ногу банты и говорить: «Теперь я понимаю бант». Чтобы совершенствоваться, джедай должен тренироваться ежедневно.
Верность
Джедай может существовать в этой вселенной, так как существует Сила. Но Ордену Джедаев нужно нечто большее: верность. Даже и не стоит упоминать, что джедаи должны быть верны друг другу и не должны ссориться или сражаться. Хотя более важно, что каждый должен действовать в соответствии с желаниями учителя, который, в свою очередь, должен действовать в соответствии с желаниями Совета. Это не вопрос иерархии, а вопрос глубины понимания Силы; в этом отношении члены Совета – признанные эксперты.
Честность
Джедай, ответственный перед Силой, должен быть честным с самим собой. Однако, это не значит, что он должен быть открыт со всеми.
Мастер Одан-Урр сожалел о неверном мнении тех, кто считает, что джедаи должны быть образцом морали: «Многие считают, что джедаи должны быть скрупулезно честны, никогда не пользоваться превосходством и никогда не придерживать информацию. Это чепуха».
С определенной точки зрения джедай не является нечестным, если позволяет людям верить в то, во что они хотят верить. Джедай может и должен предложить совет тем, кто хочет его получить, но джедай не должен быть непоколебимо уверен, что его совету обязаны следовать.
На службе Силе джедай может применять обман, уловки, неверные указания, и даже мошенничество, если он действует ради правой цели. Хотя большинство разумных существ недолюбливают подобные практики, Сила не обладает такими эмоциями.
Нельзя путать это с «моральной гибкостью». Джедай делает то, что должен сделать. Но также надо помнить, что джедаи не стоят над законом.
Этика
Самая опасная фраза, которую когда-либо произносил мастер-джедай, звучит так: «Джедай – не существо морали». К несчастью эти слова понимаются (часто – джедаями) в том смысле, что джедай не может совершить ошибки.
На самом деле это означает, что джедаи – не защитники морали. Джедаи могут принести порядок и справедливость или восстановить их, но они не могут судить других. Для этого есть две причины.
Первая – Галактика велика и полна культур, которые ни один джедай не сможет полностью понять. Известна история о том, как джедай узнала, что ее друг был съеден каннибалами-коликоидами. Потом ее спросили, почему она вела переговоры с теми же самыми существами насче деталей космического корабля, и она ответила: «Потому что поедание плоти разумных существ не запрещено Кодексом; но для коликоидов не-поедание разумных считается признаком безумия».
Джедай поняла, что наказывать коликоидов за то, что они поступают согласно своей природе – значит действовать эмоционально и с безразличием. А не попытаться достать исключительно важную деталь двигателя – значит наказывать себя без вины.
Вторая причина – то, что осуждение ведет к мстительности, а мстительность – к Темной стороне. Это просто понять, но этому непросто следовать. Следует ли отпускать известного убийцу? Следует ли убивать человека, который намерен убить? Чтобы ответить на такие вопросы, джедай должен понимать волю Силы. Никакое решение нельзя принимать в спешке, если только промедление не угрожает жизни других.
Разделение
Хотя мастер Одан-Урр верил в справедливость, он также понимал, что джедаю иногда необходимо отделять одно от другого: «Жизнь Галактики будет спокойна, если некоторые детали не видеть и не слышать». Некоторые считают это сутью приверженности джедаев. Другие, особенно силы охраны правопорядка, верят, что джедаи игнорируют малые преступления, чтобы пресечь действия крупных преступников. Очевидно, что обе точки зрения неверны.
Правда в том, что рыцарям-джедаям трудно во всей Галактике, несмотря на наши возможности в Силе. Вот почему мы не вмешиваемся активно в жизни обычных людей. Джедаи защищают порядок и справедливость, и они не пошатнутся от неверных действий немногих. Целью джедая должно быть создание обстановки, в которой справедливость будет процветать, а не создание самой справедливости.
Мастер Йода часто говорил, что если Республика когда-то поставит под сомнение право Ордена на существование, поддержка обычных граждан покажет, каковы мы: «Если бояться нас они будут, то не помогут они нам. Если ненавидеть они нас будут, то охотиться на нас станут».
Храбрость
Мастер Одан-Урр однажды сказал: «Храбрость в битве ничего не доказывает. Храбрость сама по себе ничего не значит. Джедай должен быть готов отбросить страх, сожаление, неуверенность и тогда сражаться, бежать, сдаться или умереть».
Юные джедаи часто ошибочно считают, что храбрость противоположна страху; а так как страх ведет к Темной стороне, то храбрость – защита от нее. Это не так. Если джедай учитывает волю Силы, то он будет знать, когда лучше защищать позицию, бежать или даже предложить перемирие. Помните, что храбрость сама по себе – эмоциональна, а джедай должен оставаться спокойным даже в горниле боя.
Сражение
К сожалению, мы живем в Галактике, в которой конфликт – часть жизни слишком многих, чтобы мы могли оставаться в стороне от него. Но нам не следует принимать конфликт. Мастер Одан-Урр сказал: «Если джедай включает световой меч, он должен быть готов к тому, что отнимет жизнь. Если он не готов к этому, ему не стоит браться за оружие». А мастер Йода учит: «Если оружие показываешь, говоришь ты: «Я – воин». А другие воины должны будут тебе показать, кто лучше». Таким образом, чтобы избежать ненужной битвы, джедай не должен демонстрировать свое искусство.
Но когда нужно сражаться? Сила покажет джедаю, когда у него нет иного выбора, и мудрый джедай доверится Силе в этом вопросе.
Необходимо ли во время битвы использовать световой меч? Нет. Световой меч – пугающее оружие, но это не оружие запугивания. Это и имел в виду Одан-Урр. Не используйте меч, чтобы вселить страх в сердце противника. Используйте его, чтобы завершить бой настолько быстро и милосердно, насколько это возможно. Если для этого придется уничтожить противника – да будет так. Но если джедай может прекратить бой, не убивая противника, то это куда лучше. Лучшие из джедаев могут предотвратить увечья лишь словом.
В прошлом некоторые джедаи считали, что по этой причине надо носить с собой иное, менее опасное оружие. Но такого нет. Если оружие не может убивать, то оно не является оружием. Хотя джедай может ударить издали при помощи бластера, будет так же эффективно (и будет более соответствовать Кодексу) использовать Силу для этого. Вот почему величайшие джедаи носят лишь один меч в качестве оружия – инструмент, исключительно пригодный для использования Силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий